Электрический выжим фрикционов ГАЗ-71

Электрический выжим фрикционов ГАЗ-71. Электронный блок управления выжимом фрикционов Главной Передачи ГАЗ-71

 

На многих вездеходах (в том числе самодельных), где используется бортовой фрикционный поворот, применяется коробка-редуктор с двумя бортовыми пакетами фрикционов, она же главная передача (ГП) ГАЗ-71. Это доступный, надежный и довольно удобный вариант для реализации фрикционного механизма поворота.

 

Однако, у этой конструкции есть и недостатки. А именно: усилие, необходимое для выжима клюшки фрикциона составляет около 100 кг! Плюсом к выжиму фрикционов добавляется немалое усилие на тормоз. Что превращает вездеход в тренажер для рук и ног (чтобы упираться в пол). Обратите внимание на посадку водителя на гусеничном вездеходе ГАЗ-71, а также размер хода рычагов. Посадка такова, чтобы было возможно было создать необходимое усилие на тормоз/выжим. Кто бы что не говорил, это не комфортное и неудобное управление, особенно на дальние дистанции.

 

Усилие, которое создает водитель мышцами, передается через систему тяг и  рычагов (в ГАЗ-71) или гидравлическую систему на базе гидроцилиндров ВАЗ-2101 (многие самодельные вездеходы). 

 

Рабочие гидроцилиндры ВАЗ на выжиме фрикционов (первый вариант, самодельная конструкция):

Главные цилиндры и рычаги управления (первый вариант, самодельная конструкция):

На дорогих вездеходах (ШЕРП, там используются фрикционы ГАЗ-71) есть "усилитель руля", на поворот и тормоз. Собран он на специально изготовленных гидроцилиндрах, гидрораспределителях, дополнительном гидронасосе. Который через индивидуальный шкив связан с двигателем. Данная система сложна в изготовлении и настройке. Ничего из компонентов гидравлики Шерпа нет открытой в продаже.

 

Из-за этого, появилась мысль применить электропривод. Возникла идея использовать электрический привод  на выжим фрикционов. Своеобразный усилитель рычагов на базе мощных электрических линейных актуаторов BringSmart с максимальной тягой 150 кг и скоростью 27 мм/с (измеренная скорость под нагрузкой).

 

Был изготовлен  специальный блок управления на ход и реверс и эффективного управления приводами фрикционов. На каждом рычаге тормоза (раздельные тормоза: левый и правый) расположена кнопка выжима борта. Выжим борта осуществляется простым нажатием на кнопку. При отпускании кнопки, актуатор возвращается в исходное состояние. Время полного выжима около 1,1 секунды.  

 

Блок управление на базе Arduino UNO:

 

Кнопки на двух рычагах:

Экспериментальная версия собрана на Arduino UNO и MOSFET, включенных по мостовой схеме. На мой взгляд, эта версия получилась удачной. В ряде случаев, например по снегу и болоту, поворот осуществляется исключительно кнопками на рычагах (без подтормаживания борта), что довольно удобно. При скоростяж до 30 км/ч точность управления достаточная. Нет ни малейшего желания возвращать механический привод. Пробег данной конструкции на данный момент около 1000 км.

На данный момент изготавливаю промышленный вариант электронного блока управления. Это необходимо для резервирования (запасной блок с собой возить).

Категория: Cтатьи | Добавил: vks1000 (02.09.2019)
Просмотров: 144 | Комментарии: 1 | Теги: газ-71, фрикцион, выжим фрикционов, электроцилиндры, актуаторы, гидроцилиндры, электропривод, Главная передача, поворот газ-71, электроусилитель, фрикционный поворот, Блок управления, линейный актуатор, фрикционы, бортовой поворот | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Руслан • 09:18, 13.09.2019
Весьма полезная штука.Буду ждать схемку да прошивку,все больше склоняюсь к актуаторам.Не хочу мышцы качать.
avatar
close